DataLife Engine > Видатні люди > "добро", полученное "сверху",
"добро", полученное "сверху",29 серпня 2013. Разместил: tra |
Но "добро", полученное "сверху", вовсе не означало легкой победы. Впереди ожидали многочисленные и умело выстроенные тогдашней командной системой почти непреодолимые барьеры, во многом напоминающие современные компьютерные игры, когда игрок, справившись с одним уровнем, оказывается на еще более сложном. На первом уровне для разработки проектно-сметной документации на строительство здания музея по действовавшим в то время законам необходимо было:
1. Разрешение Совмина СССР на проектирование и строительство здания музея.2. 3. Разрешение Госстроя УССР на разработку специального проекта. 4. Лимиты на проектные работы по отрасли "культура". Получить все это без серьезного обоснования и заинтересованности руководителей города и области было практически невозможно. По многолетнему опыту работы в роли "Заказчика", я понимал: поднимать вопрос о выделении средств на строительство, не имея проектной документации, - это беспредметный разговор, пустая трата времени. Разработать проектную документацию официально, не имея лимитов на проектные работы и без включения в план проектной организации, было невозможно, тем более на объект по пресловутой отрасли 'культура' . После долгих раздумий, поисков путей подготовки проектно-сметной документации, я остановился на варианте - изготовить проектно-сметную документацию нелегально, а это значит внепланово и бесплатно. В этом случае не надо лимитов на проектные работы, не требуется утвержденного в Госплане титульного списка, не надо открывать финансирование в конторе Стройбанка, не надо изыскивать деньги, не надо всех других разрешений Совета Министров и Госстроя. Понимая, что даже при наличии нелегально разработанной документации, для строительства здания музея все равно потребуется разрешение СМ СССР, я утвердился в решении проектировать не музей, а здание склада для хранения космической техники, тем более, повторюсь, что управляющий областной конторой Стройбанка Н.С. Намесник подтвердил, что на строительство склада музея не требуется разрешение. Я связался с директором филиала института Типрогражданпромстрой" Л.А. Мали- ным и попросил прислать мне альбом паспортов типовых проектов зданий складов. Рассматривая их, подыскивал такие, которые после окончания строительства можно было бы преобразовать в музей. К сожалению, ни в одном из вариантов габаритные размеры, архитектурный вид строений не соответствовали задуманному мной. Впрочем, среди этих проектов был паспорт открытого навеса для хранения сельскохозяйственной техники, и это натолкнуло меня Л.А. Малин на мысль запроектировать павильон для хранения космической техники. Это вроде бы склад и не склад. А вот типовых проектов на павильоны не было, что позволяло разработать индивидуальный проект. Я задумался над тем, кто из руководителей проектных организаций смог бы взять на себя такую ответственность, рискуя быть строго наказанным, вплоть до снятия с работы за нарушение плановой и финансовой дисциплины? Кто решился бы пойти на это? Анализируя характеры руководителей проектных организаций города, состояние дел, подчиненность, контролируемость работы, потенциальные возможности, я остановился на филиале проектного института Укр- коммунремдорпроект", который возглавлял Я.Ф. Ткачук. До этого он был председателем горисполкома. В пользу такого выбора у меня было несколько существенных доводов. Головной институт ’ Укркоммунремдорпроект' находился в Днепропетровске и был в подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а не Госстроя Украины. В свое время я создавал Житомирский филиал и был первым его руководителем. С директором головного института В.В. Нечипоруком состоял в дружеских отношениях. При создании головного института, я через своих знакомых в Госплане добился для него необходимых лимитов численности и фонда оплаты труда. Надеялся, что в случае возникновения каких-либо неприятностей он сможет защитить Я.Ф. Ткачука. Хорошо был знаком и с начальником отдела капитального строительства министерства В.В. Демченко, который курировал институт и тоже мог бы подставить свое плечо. Я знал Ярослава Федоровича Ткачука с того времени, когда он был вторым секретарем горкома партии. Вместе с ним мы организовывали коллективы предприятий и организаций на строительство объектов гидропарка на общественных началах, т.е. совершенно бесплатно. Тогда я увидел в нем талант организатора и, самое главное, желание что-то делать практически. Он был хорошим хозяйственником. В октябре 1968 года В.А. Кременицкий неделю находился в Киеве, вел заседание бюджетной комиссии Верховного Совета УССР. Я, будучи в Киеве по делам, заехал к нему вечером в гостиницу. Он всегда останавливался в "Украине" в одном и том же номере. Во время беседы он сказал, что В.К. Янулис уходит на пенсию, но пока что не подобрали кандидатуру на пост председателя горисполкома, и я порекомендовал ему Я.Ф. Ткачука. Виктор Александрович не жаловал партийных работников, но я так горячо отстаивал кандидатуру Я.Ф. Ткачука, используя при этом пример строительства гидропарка, что он обещал подумать. Так Я.Ф. Ткачук стал председателем горисполкома. Он знал об этом. Затем, после переизбрания председателя, я рекомендовал его, не имеющего строительного образования, на свое место, на должность директора филиала института "Укркоммунремдорпроект", согласовав это в обкоме партии и в Днепропетровске. Ему я решил поручить спроектировать этот объект. Пригласил его к себе. Рассказал об идее и путях строительства музея космонавтики и о том, что он должен сделать. Как я и ожидал, Ярослав Федорович без колебаний согласился, только попросил согласовать это с Днепропетровским головным институтом. Я тут же набрал Днепропетровск, договорился с директором института Василием Владимировичем Нечипоруком и передал трубку Я.Ф. Ткачуку. Они обсудили детали выполнения этой работы. Таким образом, был решен вопрос изготовления документации на строительство павильона космической техники без лимитов, бесплатно и без разрешений. Зарплата проектантам выплачивалась из доходов института. Через несколько дней после того как были определены главный архитектор проекта С.А. Буланов и архитектор Б.С. Ханецкий, я приехал в институт и провел небольшое совещание, рассказав, каким требованиям, по моему мнению, должен соответствовать проект. Первое. Своей архитектурой здание не должно напоминать склад. Второе. Здание должно быть максимально сборным, не требующим больших трудовых затрат, поэтому условием проектирования была высокая технологичность. Я решил перекрыть здание структурой размером 24x24, изготовление которых к тому времени освоил Житомирский ЗОК. Это создаст единый зал, в котором возможно будет размещение экспонатов разных габаритов в разных вариантах. Третьим моим условие было: при минимальной сметной стоимости создать из мнимого склада монументальное здание. Четвертое. Проект должен быть сделан в максимально короткие сроки. Поскольку габариты здания определила структура перекры- |