DataLife Engine > Видатні люди > 20-23 января 1987 года в Житомире в очередной раз прохо-дили Всесоюзные Королевские чтения

20-23 января 1987 года в Житомире в очередной раз прохо-дили Всесоюзные Королевские чтения


29 серпня 2013. Разместил: tra
20-23 января 1987 года в Житомире в очередной раз прохо-дили Всесоюзные Королевские чтения, посвященные 80-летию со
Ш дня рождения С.П. Королева. На чтения прибыла делегация из Москвы и Калининграда, всего 27 человек. В ее состав входили Наталия Сергеевна с мужем, соратники С.П. Королева, космонавты, конст­рукторы, руководители и работники НПО "Энергия”, писатели и журнали­сты.
Осматривая построенный павильон, многие говорили, что это сарай, а не музей. В Житомире, на родине С.П. Королева, должен быть музей более выразительный и монументальный, чем музей космонавтики в Калуге.
Эти замечания были высказаны и в другие дни при встрече с руково­дителями области.
Что я мог сказать? Что и этот павильон руководство города и области не хотело строить? Рассказать, в каких муках он рождался? Но это испор­тит их впечатление о городе, о гостеприимстве, оказанном им. А еще даст повод журналистам и корреспондентам охаивать Житомир. Я вынужден был сказать, что это только начало.
В марте, после посещения нашего города, председатель федерации космонавтики СССР, летчик-космонавт Н.Н. Рукавишников подписал пись­мо на имя сегсретаря обкома Компартии Украины В.М. Кавуна и председа­теля облисполкома В.Н. Ямчинского с просьбой: в связи с окончанием стро­ительства павильона, отделить дом-музей С.П. Королева от краеведческого музея и создать самостоятельный музей.Это письмо подтолкнуло област­ных руководителей обратиться в Совет Министров УССР с такой просьбой. После согласования с министерством культуры УССР, Госпланом УССР и Минфином УССР, Совет Министров принял постановление №256 от 24 июля 1987 года о создании музея кос­монавтики имени С.П. Королева в г. Житомире.
Директором уже самостоятельно­го музея стала Ольга Андреевна Розен-

цвайг (Копыл), и на ее плечи сразу легла тяжелая ноша по организации музея. Но зани­маться созданием экспозиции она начала намного раньше.
Шел 1985 год. Здание павильона вырисовывалось над землей, и уже можно было представить его объем и его площадь. Пора было раз­рабатывать интерьер зала, думать о создании экспози­ции, о комплектации музея оригинальными экспонатами.
Чтобы уяснить техноло­гию создания экспозиции, те­матику, интерьер и другие вопросы, мы с Ольгой Андре­евной летом 1985 года поеха­ли в Калугу, в музей космо­навтики им. К.Э. Циолковс­кого, коллектив которого уже имел большой опыт.Приняли нас радушно. Директор музея Иван Степанович Корочен- цев, его заместитель Евгений Николаевич Кузин подробно ознакомили нас с принципом создания экспозиции, и пообещали выполнить рецензию про­екта экспозиции нашего музея.
ч
Из этой поездки я сделал выводы: во-первых, музейное дело - это серьезная работа и надо, чтобы проект интерьера делал соответствующий специалист, и, во-вторых, надо заниматься поиском и "добыванием” экс­понатов. Почему поиском? Потому, что в 80-е годы в Советском Союзе комплектующие и изделия по освоению космического пространства изго­тавливали тысячи предприятий. Эти изделия и изготовители были засек­речены. Найти какую-либо информацию даже у тех людей, которые ею владели и знали что-либо, было очень сложно.
После поездки в Калугу Ольга Андреевна через Министерство культу­ры УССР, знакомых ей директоров музеев начала поиск человека, который имел бы опыт разработки проектов музейной экспозиции и согласился бы спроектировать экспозицию музея в Житомире, Ей порекомендовали при­влечь к этой работе народного художника Анатолия Васильевича Гайдама­ку. Он имел опыт создания музейных экспозиций в Шепетовке (музей Ни­колая Островского), создавал экспозицию музея В.И. Ленина в Киеве. Од­нако, он долго не давал согласия.
Из дневника Ольги Андреевны;
23.04,86 г, Киев, А.В. Гайдамака о возможности заключения дого­вора па оформление экспозиции. Звонить 24,04.86г. в 10.00.
06.0x86 г. А.В. Гайдамака о возможности его приезда в г. Жито­мир для ознакомления с музеем и павильоном.
Телефонные переговоры с ним состоялись 25, 29, 30 мая 1986 года, 15 июля 1986 года, и, наконец, в разговоре 5 августа 1986 года А.В. Гайдама­ка согласился искать компромиссное решение. Для этого Ольге Андреевне надо было приехать к нему в Киев.
17 сентября 1986 года мы поехали с ней вдвоем. Видно, моя долж­ность не позволяла ему тянуть с решением, он согласился готовить проект и попросил прислать ему чертежи.
После этого были телефонные переговоры 25 сентября, 14 октября, 12 декабря 1986 года, 18 марта, 10 сентября, 9 октября 1987 года. И только 15 января 1988 года (т. е. через 16 месяцев!) А.В. Гайдамака согласился подписать договор на проведение этой работы. Он сделал эскизы оформле­ния зала и предложил до начала работы подготовить устройство водоема в зале и изготовить десять ферм для подвески светильников, аппаратуры и экспонатов, высотой 5,4 м из труб, из них четыре фермы плоские - для углов зала и шесть ферм в виде треугольных призм.
Ольга Андреевна договорилась, чтобы эти фермы изготовила промко- лония №4. Я поручил СМУ-35 треста "Промтехмонтаж" (начальник С. Г. Пелешок) смонтировать их.
А.В. Гайдамака привлек к оформительской работе художников-ди- зайнеров Киевского комбината монументально-декоративного искусства, с которым и был заключен договор.
Комбинат временно принял на работу А.В. Гайдамаку и организовал для работы в Житомире бригаду художников в составе А.В. Гайдамаки,
В.Г. Федорова, В. Труханского, Э. Железнова, а для создания фоновых коллажей привлек Михаила Шевченко.
Начались напряженные дни, когда Ольга Андреевна должна была обес­печить бригаду нестандартными материалами и изделиями, потребность в которых возникала у художников ежедневно.
К примеру, подвешенные кресла по их эскизам изготавливали, а по­том крепили несколько предприятий. Так, завод "Электроизмеритель" дал заготовки специальных труб, станция техобслуживания автомобилей сва­рила из них каркас кресел, на этот каркас мебельный комбинат изготовил и закрепил деревянные части кресла, обтягивание тканью производила фабрика мягкой мебели, а кооператив предпринимателей осуществил окон­чательную сборку.
Долго шел поиск предприятия по изготовлению сферических стекол, которые в подвешенном состоянии создают впечатление летающих таре­лок, внутри которых помещаются экспонаты. Стекольные заводы Жито­мирской области не соглашались их делать. После долгих поисков вышли на Саратовский институт стекла, который по рекомендации Саратовского горкома КПСС взялся их изготовить. Получив чертежи, завод сообщил, что изготовит сферические стекла, но только тонированные, а не прозрач­ные. Опять проблема!
А.В. Гайдамака порекомендовал Константиновский завод ' Авто стек­ло Донецкой области. Завод изготовил такие стекла. Но как их закрепить, чтобы создать эффект "летающей тарелки”?
Трижды переделывали конструкцию крепления на разных предприя­тиях, а "тарелки" все опрокидывались, не хотели "парить". Наконец ху­дожник Федоров с умельцами нашли нужное решение.
1000 погонных метров специальной негорючей гладкокрашеной стек-

лоткани, которую изготавливали в Латвии в городе Валмиере, можно было получить только по разрешению ВПО "Союзпластпереработка". К счастью, латыши очень нуждались в знаменитом житомирском граните, поэтому в Москве, в министерстве проявили понимание, пошли навстречу, и в обмен музей получил необходимую ткань.
И таких вопросов приходилось решать сотни. Не все получалось сра­зу. Приходилось звонить, писать письма. Опять звонить, ездить. На это уходили месяцы. Ведь предприятия были заняты своими делами, а на вы­полнение просьб музея находили время и людей по возможности.
К примеру, распоряжение министра общего машиностроения СССР на передачу музею аппарата "Союз-27" было подписано 26 июня 1985 года, распоряжение генерального директора объединения - 30 мая 1986 года, а музей получил аппарат в январе 1987 года, хотя по его отгрузке состоялось неисчислимое количество телефонных переговоров.
раньше она не была руководителем, не занималась строительством, снаб­жением и другими хозяйственными вопросами.
Идеи и требования художников к материалам и изделиям зачастую возникали после бессонной ночи, предвидеть их было невозможно.
Я несколько раз поднимал вопрос перед областным управлением куль­туры, чтобы директору музея дали заместителя по строительству. Безре­зультатно. А когда, наконец, ввели эту должность, взяли человека инерт­ного, безинициативного, который хоть и был помощником, но слабым.
Вот и приходилось десятки раз самому директору звонить или ездить решать вопросы, а они вовремя не решались, поэтому были простои у ху­дожников, тянулось время, А ведь кроме обеспечения работой бригады художников надо было комплектовать музей экспонатами.
На предприятия и организации писа­лись десятки писем за подписями председа­телей горисполкома И.Ф. Коетрубы, Л.М.
Хомчука, секретарей обкома партии В,М.
Кавуна, В.Е. Остро- жинского, В.А. Кобы- лянского с просьбой передать музею какие- либо экспонаты. Зача­стую эти письма оста­вались, к сожалению, без ответов...
3 аг.
На каждом пред­приятии выполнялась своя задача, собствен­ный план и всегда не­доставало времени, возможностей что-то сделать, оформить, от­грузить. Приходилось

к каждому письму при­делывать ноги", т.е. ехать на предприятие, звонить много раз - и не всегда успешно.
Мы постоянно по­мнили о том, что музею никто ничем не обязан.
Все делают одолжение, оказывают помощь, идут навстречу нашим жела­ниям. Это задавало тон в телефонных разговорах, для этого завоевывались дружественные отноше­ния при встречах.

3~ап
Мы старались рас­положить к себе участни­ков делегаций, которые приезжали в Житомир, быть гостеприимными, старались, чтобы они ос­тались довольны нашим приемом. Их распределя­ли группами из 2-3 чело­век по крупным предприятиям и организациям. Руководители, кроме зна­комства с производством, всегда организовывали баню, выезд в лес на шаш­лыки, иногда - на охоту, создавая условия, чтобы гости не скучали, и им было интересно. Старались оставить хорошее впечатление при встречах в Москве, Калининграде и других городах.