DataLife Engine > Видатні люди > Почти всегда в моих просьбах Вахтанг Дмитриевич мне любезно отказывал.
Почти всегда в моих просьбах Вахтанг Дмитриевич мне любезно отказывал.29 серпня 2013. Разместил: tra |
Вопрос получения крупных, натурных экспонатов мог решить генеральный директор НПО "Энергия", который имел право распоряжаться материальными ресурсами и основными фондами.
Генеральным директором НПО "Энергия" был Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе, Как истинный кавказец, он был энергичен, импульсивен, В силу занятости, к нему всегда сложно было попасть на прием, тем более что я, как правило, был тоже очень ограничен во времени. Встречи всегда проходили быстро и часто не в мою пользу.с©? Почти всегда в моих просьбах Вахтанг Дмитриевич мне любезно отказывал. Тогда я изменил тактику. Перед тем, как идти к нему с просьбой передать нам какое-либо изделие для музея, меня информировали, где оно находится. После этого всегда разговор был такой: — Вахтанг Дмитриевич! Я прошу, передайте музею изделие, вот письмо. Получал молниеносный ответ: — Нет у нас уже этого изделия. Все раздал. — Вахтанг Дмитриевич, изделие лежит во дворе 44 цеха, упакованное в деревянный ящик. Он изумленно смотрел на меня, а после паузы произносил: ‘Откуда это Вам известно?". Я говорил: "Это моя тайна. Напишите резолюцию, чтобы отдали". Он с неохотой накладывал резолюцию на письме. О причинах его скаредности нам стало известно позднее. Он был родом из Тбилиси. Оказалось, что в Тбилиси строилось здание Дворца пионеров, в котором были предусмотрены помещения с тематикой освоения космоса. Вачнадзе заранее комплектовал экспонаты, готовил их к отправке в Тбилиси, и в этой деятельности мы явно были лишними. Но нам все равно удавалось его уговорить, убедить, а иногда и прибегнуть к хитрости. Помню случай, когда после моего посещения с письмом обкома партии с просьбой передать музею макет спускаемого аппарата корабля "Восток", на котором летал Ю.А. Гагарин, он подписал 21 октября 1987 года распоряжение о передаче нашему музею полноразмерного макета спускаемого аппарата корабля "Восток" и парашютной укладки от спускаемого корабля "Союз- ТМ-3", в котором возвратился из космоса в 1987 г. советско-сирийский экипаж в составе космонавта-исследователя Сирийской арабской республики Фариса Мухаммеда Ахмеда и советских космонавтов А.С. Викторенко {командир корабля) и А.П. Александрова. Этот макет был подготовлен к отправке в марте 1988 года. А в это время Вачнадзе готовил к отправке самолет ИЛ-76 с экспонатами для Тбилиси. Ему предложили маршрут полета через Житомир с посадкой для дозаправки самолета, чтобы одновременно завезти макет СА корабля "Восток" к нам. Он согласился и утвердил этот маршрут. Мне позвонил начальник ГОНТИ-4 С.А, Земляков и попросил договориться с командиром аэропорта Озерное, чтобы там приняли самолеты ИЛ-76 и АП-12, дозаправили их. Одновременно сообщил, что стоянка самолета будет не более часа, надо, чтобы к моменту посадки на аэродроме были автокран и две большегрузные автомашины. Я договорился с командиром воинской части в отношении посадки самолетов и поручил заведующему транспортным отделом горисполкома I С.И. Кутишенко обеспечить автокран,транспорт и лично организовать погрузку экспонатов в аэропорту и выгрузку в музее. Позвонил в Калининград С.А. Землякову и сказал, что мы готовы к приему груза. А. В. Палло и Ю.П. Руденекий в помещении павильона космической техники. Житомир, 1990 год. Самолет приземлился вовремя. Раскрылся задний люк. Из самолета спустился наш давний и добрый друг, соратник С.П. Королева, лауреат Ленинской премии, ведущий конструктор Арвид Владимирович Палло и с ним три человека.^^^^О^оздашш^кспозиі^ш^ Началась перегрузка из самолета на автомашины контейнеров. По моей просьбе командир аэропорта организовал для прибывших обед в воинской столовой. Экипаж отказался покинуть самолет, сказав, что перекусит во время дозаправки, командир экипажа все время торопил с выгрузкой. Прибывшие монтажники и А.В. Палло, после загрузки первых двух автомашин (остальные контейнера выгрузили прямо на взлетно-посадочную полосу) ушли в столовую. Им предстояло на несколько дней остаться, чтобы распаковать и смонтировать экспонаты, а самолеты ИЛ-76 и АН-12 улетели в Тбилиси, (содержатся ар. і Эти самолеты были собственностью НПО "Энергия". Я тогда впервые поднялся на борт транспортного широкофюзеляжного самолета ИЛ-76. Командир сказал, что экипаж не может покинуть самолет, пока идет выгрузка. Он показал мне кабину пилотов и грузовой отсек, который произвел на меня сильное впечатление. Это летающий ангарсо своими грузоподъемными механизмами, лебедками и элементами креп лении груза. После отлета самолетов загрузили оставшиеся ящики и контейнера на прибывшие машины и с ними приехали в музей. Всего выгружено из самолетов двенадцать контейнеров и ящиков с экспонатами. Когда за ужином я стал расспрашивать Арвида Владимировича, что они привезли, он загадочно улыбнулся. Оказалось, что кроме официально отправленного в Житомир макета С.А. корабля 'Восток" с подставкой и парашютной системой, нам дополнительно выгрузили макет модернизированного орбитального отсека с подставкой, макет орбитальной связки корабля 'Союз' в составе бытового отсека спускаемого аппарата, приборного и агрегатного отсека, а также для этой связки подставку и другие экспонаты. Как им удалось это сделать? Я пытался выяснить у Палло, как получилось "одарить" Житомир дополнительными экспонатами. Тот ответил с ухмылкой: "Ты же просил, вот мы и доставили". Ии в тот вечер, ни в последующие встречи он так и не рассказал мне об этом. Пытался что-то выяснить и Валентин Григорьевич Синичкин, но тоже безрезультатно. Так у нас оказались эти бесценные сейчас модели кораблей. А через год выяснилось, что А.В. Палло выгрузил в Житомире часть экспонатов, предназначавшихся для Тбилиси... Под его руководством монтажники в течение недели собрали и смонтировали завезенные макеты. Таким образом, связка корабля "Союз" стала центром экспозиции, на котором сразу акцентируется внимание посетителей музея. После монтажа доставленных самолетами экспонатов в зале сразу стало тесновато и непроизвольно созрело решение: надо строить вторую очередь. Арвид Владимирович Палло - уникальный человек. Он много раз приезжал в Житомир: и в командировку, и на отдых. Всегда с нами встречался в Москве и Калининграде. С 1936 года Арвид Владимирович работал вместе с С.П. Королевым. Он был ведущим конструктором ракетоплана РП-318, истребителя БИ-1, космических орбитальных станций "Салют 1, 2 и 6", лауреат Ленинской премии. В шестидесятые годы, когда в космос запускались корабли серии "Восток % которые при посадке, как правило, относило далеко от запланированного места приземления, Арвид Владимирович входил в состав поисковой и спасательной группы. Много интересного он рассказывал о героических буднях этой службы. |